Тема 8. СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА
8.1. Резервы совершенствования подготовки производства
Главными задачами совершенствования подготовки производства в современных условиях являются: ускорение процессов создания и внедрения в производство новой техники и повышение эффективности подготовки производства и освоения новых видов продукции. Конкретные пути решения этих задач реализуются в результате изыскания и использования внутрипроизводственных резервов.
Резервами совершенствования подготовки производства к выпуску новой продукции являются неиспользованные возможности дальнейшего сокращения сроков и затрат на создание новой техники, повышения качества и эффективности создаваемой техники. Эти резервы делятся на три большие группы: ускорения подготовки производства к выпуску новой продукции; сокращения затрат на разработку и освоение производства новых изделий; повышения технического уровня и экономичности новых видов продукции.
Использование резервов ускорения подготовки производства должно обеспечить сокращение периода разработки, освоения и внедрения в производство новых видов продукции. Поскольку процесс создания новых изделий включает период работы и время перерывов между отдельными этапами, то реализация резервов сокращения сроков подготовки производства предполагает необходимость сокращения времени рабочего периода и устранение всякого рода перерывов между частями процесса.
Использование резервов сокращения затрат на подготовку производства обеспечивает снижение затрат труда, материальных ресурсов и денежных средств на создание конкретных видов новой продукции.
В свою очередь, резервы ускорения подготовки производства и сокращения затрат по способам их реализации могут быть подразделены на следующие группы; организационные резервы — это резервы сокращения времени подготовки производства и затрат на ее осуществление путем улучшения организации работ по созданию новой техники и организации труда работающих;
технические резервы — резервы сокращения времени подготовки производства и затрат за счет механизации и автоматизации работ и развития материально-технической базы подготовки производства; резервы совершенствования управления подготовкой производства, т.е. сокращения сроков и затрат, на основе повышения качества управления процессами создания и внедрения новой продукции.
На рис, 6.1 приводится схема резервов ускорения подготовки производства, сокращения затрат на ее осуществление и основных направлений реализации этих резервов.
Процесс создания новой продукции требует значительных затрат трудовых, материальных и денежных ресурсов. Но создаваемая новая техника обеспечивает получение экономии живого и овеществленного труда при ее производстве и эксплуатации. Сопоставление затрат на новую технику с полученным от ее внедрения экономическим эффектом показывает экономическую эффективность новой техники. Эффективность работ, выполняемых в ходе полготовки производства, находит выражение в эффективности создаваемой техники. Отсюда возникает основная экономическая задача подготовки производства;
при минимально возможных затратах создать передовую в техническом отношении технику, обеспечивающую получение наивысшего экономического эффекта при ее внедрении в производство. Решение этой задачи требует использования резервов повышения технического уровня и экономичности создаваемых изделий.
К резервам повышения технического уровня и экономичности создаваемой техники относятся резервы повышения качества новой продукции и неиспользованные возможности снижения затрат труда, материальных ресурсов и денежных средств как при ее изготовлении, так и в процессе эксплуатации. Эти резервы могут быть сведены в две группы: резервы, которые проявляются в процессе производства новой продукции, и резервы ее эксплуатации.
Эти резервы в свою очередь могут выступать как конструкторские, технологические и организационно-технические. Конструкторские резервы — это резервы повышения качества изделий, снижения затрат на их изготовление и повышений экономич-
Резервы сокращения сроков и затрат на подготовку производства | |
Ускорение подготовки производства
| |
Сокращение затрат на подготовку производства | |
Основные направления реализации резервов
| |
Механизация и автоматизация работ по подготовке производства | |
Развитие материально-технической базы подготовки производства
| |
Совершенствование организации процессов подготовки производства
| |
Совершенствование труда работающих
| |
Совершенствование организации процессов управления | |
Совершенствование системы экономического стимулирования
| |
Резервы совершенствования подготовки производства
| |
Рис. 8.1. Схема резервов ускорения подготовки производства и снижение затрат на ее осуществление
ности эксплуатации за счет совершенствования конструкций создаваемой техники. Технологические резервы — это резервы сохранения качества изделий и повышения экономичности их производства и эксплуатации на основе применения прогрессивных решений в процессе технологической подготовки производства. Организационно-технические резервы — это резервы повышения качества и экономичности новой продукции за счет совершенствования организации подготовки производства.
Перечисленные выше резервы могут реализоваться различными путями. На рис. 8.2 показаны резервы повышения экономичности создаваемой продукции и основные направления их реализации.
8.2. Методы анализа состояния подготовки производства
Для определения конкретных путей совершенствования организации подготовки производства необходимо всесторонне проанализировать состояние процессов создания новых видов продукции на предприятии. Для анализа используется система технико-экономических показателей, позволяющих оценить состояние и уровень организации подготовки производства. Все показатели подразделяются на группы:
1.Показатели, характеризующие степень обновления продукции, выпускаемой предприятием: удельный вес новых изделий в общем выпуске предприятия; группировка выпускаемой продукции по давности нахождения в производстве; коэффициент обновления продукции; удельный вес продукции, соответствующий высшему мировому уровню. Эти показатели характеризуют степень напряженности работ по подготовке производства и усилия коллектива предприятия, направленные на замену продукции новой, более совершенной.
2. Показатели, характеризующие производственные возможности предприятия для освоения и выпуска новых изделий:
производственные мощности цехов подготовки производства (инструментальные, нестандартного оборудования и др.) и их соответствие задачам освоения новой продукции; характеристика производственных возможностей технических служб предприятия; наличие свободных или высвобождающихся производственных мощностей в цехах основного производства, структура кадров предприятия и квалификационный состав работающих и т. д. Эта группа показателей используется при анализе выявления возможностей предприятия освоить в необходимые сроки выпуск новой продукции.
Резервы повышения качества и экономичности создаваемой техники
| |
Резервы повышения качества и снижения затрат при изготовлении продукции
| |
Резервы повышения экономического эффекта в эксплуатации
| |
Организационно-технические резервы
| |
Улучшение технико-экономических параметров новых изделий
Повышение надежности, долговечности и ремонтопригодности техники
Повышение качества конструкторской документации
Повышение технологичности конструкции
Повышение степени конструкторской унификации и стандартизации
| |
Внедрение прогрессивных технологических методов
Применение технологической нормализации
Внедрение групповой технологии
Повышение уровня и качества технологической оснащенности
Механизация и автоматизация производства
Повышение качества технологической документации
Типизация технологических процессов
| |
Применение функционально-стоимостного анализа
Выбор оптимальных областей применения техники
Повышение качества организационно-плановой документации
Организация рациональной эксплуатации техники
Повышение качества организационных проектов
Экономическое стимулирование коллективов и отдельных работников
Повышение гибкости производственных систем
| |
Рис. 8.2. Схема резервов повышения качества и экономичности создаваемой продукции и путей их реализации
3. Показатели, характеризующие состояние технической подготовки производства: степень технической прогрессивности новых конструкций; уровень конструктивной преемственности;
показатели технологичности конструкций; удельный вес прогрессивных технологических процессов; коэффициент технологической оснащенности изделий; степень технологической стандартизации, уровень механизации и автоматизации производственных процессов и т.д. Эти показатели дают возможность оценить
степень прогрессивности конструкторской и технологической подготовки производства.
4. Показатели, характеризующие состояние организационных этапов подготовки производства: удельный вес прогрессивных производственных процессов в общем количестве новых процессов; наличие организационных проектов цехов, участков, бригад и степень охвата ими производственных подразделений: удельный вес норм труда и материалов по новым изделиям, охваченных техническим нормированием; сроки технического, производственного и экономического освоения новой продукции и др. Эти показатели позволяют судить о качестве организационных работ подготовки производства.
5. Показатели, характеризующие состояние организации и управления процессами создания новой техники: длительность и структура цикла подготовки производства, степень параллельности и непрерывности процессов создания новой техники, уровень организации труда работающих, степень централизации работ и показатели специализации подразделений, применение сетевых методов планирования, степень охвата работ по подготовке производства планированием, применение экономико-математических методов и вычислительной техники в работах по управлению, эффективность материального и морального стимулирования работников. Анализ этих показателей позволяет сделать вывод об эффективности организации работ по подготовке производства и управлении этими работами.
6. Показатели, характеризующие экономичность процессов подготовки дроизводства и их влияния на экономику предприятий: уровень трудовых, материальных и денежных затрат на создание новых видов продукции, степень влияния подготовки производства на экономику предприятия, характеристика применяемых методов экономического стимулирования работников. Даяная группа показателей дает представление об экономических результатах организации процесса создания новой техники новой (табл. 8.1.)
Таблица 8.1
Показатели, характеризующие состояние подготовки производства
Наименование показателей |
Расчетные формулы |
Условные обозначения |
Доля новой продукции в общем
объеме выпуска, % |
|
- объем новой продукции.
руб.;
Р - общий объем выпуска продукции, руб. |
Коэффициент обновления выпускаемой продукции |
|
- объем продукции, освоенный производством в текущем году, руб. |
Коэффициент, характеризующий соответствие производственных мощностей цехов подготовки производства задачам освоения новой продукции |
|
— годовая производственная программа цехов подготовки производства с учетом плана освоения новой продукции, ч;
- годовой фонд времени работы оборудования цехов подготовки производства, ч |
Коэффициент конструктивной преемственности |
|
Д3- количество наименований заимствованных деталей, сборочных единиц в новых конструкциях, шт.;
Д- общее количество деталей и сборочных единиц, шт. |
Удельный вес норм труда, охваченных техническим нормированием, % |
|
- количество технически обоснованных норм труда. разработанных при освоении новой продукции; п – общее количество разработанных норм |
Коэффициент параллельности работ |
|
Тц~ общая длительность подготовки производства, мес;
- сумма циклов эта пов подготовки производства |
Показатель стимулирующей роли премий за создание новой техники |
|
. - размер премии за создание новой продукции в среднем на одного премированного работника;
- размер премий за выполнение плановых заданий в среднем на одного премированного работника, руб. |
Удельный вес норм труда, охваченных техническим нормированием, % |
|
tn- трудоемкость прогрессивных технологических процессов, разработанных при освоении новой продукции, нормо-ч;
t - общая трудоемкость новых технологических процессов, нормо-ч
|
|
|
|
|
Используя приведенную систему технико-экономических показателей, можно выполнить анализ состояния подготовки производства на предприятиях той или иной отрасли. При этом выделяют следующие виды технико-экономического анализа:
• анализ технико-экономических показателей состояния подготовки производства предприятия;
• сравнительный анализ состояния подготовки производства по группе родственных предприятий отрасли;
• анализ подготовки производства по одному или группе однотипных изделий.
Цель анализа технико-экономических показателей подготовки производства какого-либо конкретного предприятия — установить состояние организаций подготовки и вскрыть возможности сокращения сроков работ по созданию новой продукции, снижения затрат на подготовку производства, повышения качества и экономичности новой техники. В процессе анализа устанавливают показатели, характеризующие состояние подготовки производства, и затем их сравнивают с нормативным уровнем или с показателями предыдущих лет. Анализ выявленных отклонений
и установление их причин позволяют разрабатывать меры по устранению недостатков и достижению оптимального уровня тех
или иных показателей.
При сравнительном анализе состояния подготовки производства по группе родственных предприятии отрасли выявляются возможности сокращения сроков и затрат на подготовку производства, достижения высокого технико-экономического уровня создаваемой техники. В процессе анализа устанавливаются пока" затели подготовки производства в динамике за ряд лет по группе родственных предприятий и отклонения показателей предприятия от среднего и наиболее высокого уровня, достигнутого передовыми предприятиями. Изучение причин выявленных отклонений позволяет определить пути достижения наилучших показателей.
Цель анализа показателей подготовки производства по одному или по группе однотипных изделий новой техники — получить представление об уровне работ на подготовительной стадии и определить возможности сокращения сроков работ, затрат на создание изделий данного типа, повышение их качества и экономичности. Исследуя технические и экономические показатели тех или иных видов новой техники, устанавливая взаимосвязь и взаимозависимость между ними, можно выявить пути совершенствования подготовки производства на предприятии, в конструкторской организации.
Все три вида анализа дополняют друг друга и используются в практической деятельности промышленных предприятий, в научных и конструкторских учреждениях.
8.3. Применение функционально-стоимостного анализа
Для обеспечения высокого технико-экономического уровня создаваемой продукции необходимо организовать работу по определению и достижению оптимальных технических параметров и экономических показателей конкретных изделий. Одним из важных направлений решения этой задачи является применение в процессе подготовки производства функционально-стоимостного анализа (ФСА).
В процессе ФСА выявляются возможности снижения дополнительных затрат и создания конструкций высокого качества с затратами, приближающимися к уровню целевых-
Функциональные методы стоимостного анализа применяются также при проектировании технологических процессов, организации производства, в процессе освоения новой техники.
Функционально-стоимостный анализ — метод системного исследования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Этот метод обеспечивает оптимизацию соотношения между общественно необходимыми потребительскими свойствами объекта и затратами на его создание и эксплуатацию, Повышение эффективности использования материальных и трудовых затрат средствами ФСА на стадии подготовки производства обеспечивается предупреждением возникновения функционально излишних затрат, на стадиях производства и эксплуатации — сокращением или исключением неоправданных затрат и потерь.
Новая конструкция изделий должна быть более рациональной и экономичной по сравнению с предшествующей. Анализ конструкций изделий показывает, что многие детали, узлы и другие конструктивные элементы порой имеют мелкие, незаметные на первый взгляд экономические недоработки. Экономическая недоработка — это конструктивное решение, приводящее к веобоснованньгм расходам, например, неоправданное усложнение формы детали, ненужное для работы завышение класса точности обработки отдельных элементов детали, завышение класса чистоты нерабочих поверхностей, необоснованное применение дорогого материала, излишняя прочность, ненужные дорогие покрытия и др.
В теории ФСА функции подразделяются по следующим признакам: по области применения — внешние и внутренние; по роли в удовлетворении потребностей — главные и второстепенные; по роли в обеспечении работоспособности объекта — основные и вспомогательные; по степени полезности — полезные, бесполезные (излишние), вредные.
Внешние (общеобъектные) функции отражают отношения объекта со сферой его применения. В этой группе функций различают главные и второстепенные. Главные определяют его назначение, сущность и смысл существования. Второстепенные — это функции, не влияющие на работоспособность объекта и отражающие побочные цели его создания. Внутренние (внутриобъектные) функции отражают действия и взаимосвязи внутри объекта, они обусловливаются принципами его построения и особенностями исполнения. В этой группе выделяются основные и вспомогательные функции. Основная функция обеспечивает работоспособность объекта, создает необходимые условия для осуществления главной функции, вспомогательные — способствуют реализации основных. к Формулировка функций при их определении должна быть по возможности изложена двумя словами — глаголом и существительным.
Помимо элементов, выполняющих основные или вспомогательные функции, конструкция изделия или его составной части может содержать конструктивные элементы, функции которых излишни или могут быть успешно совмещены конструктивно с элементами, уже имеющимися в конструкции и не несущими те или иные функции. Пример классификации и формулировки функций применительно к функциям электронагревателя детского питания приведен в табл. 8.2. Объектом функционального анализа являются прямые затраты, уровень которых в значительной мере формируется в процессе конструкторской и технологической подготовки производства. Общие затраты на изготовление детали, изделия (в данном У случае — прямые) в соответствии с функциональным подходом », к анализу состоят из двух частей: затраты на обеспечение выполнения изделием его функций, т.е. полезные затраты; дополнительные затраты, не имеющие прямого отношения к функции Р изделия, которые можно уменьшить при выполнении второстепенных или вспомогательных функций, т.е. излишние затраты. Целевые затраты подразделяются на затраты, связанные с реализацией основных функций изделий, и затраты, связанные с реализацией второстепенных функций.
В процессе ФСА ставится задача: создать такую конструкцию изделия, которая обеспечит выполнение его функций при затратах, приближающихся к минимально необходимым. Решения этой задачи можно добиться сведением до минимума дополнительных затрат, обусловленных несовершенством конструкций и применением неэффективных способов изготовления продукции; устранением элементов конструкции, функции которых излишни или могут быть совмещены; доведением затрат, связанных с выполнением вспомогательных и второстепенных функций, до оптимального уровня.
Таблица 8.2
Пример классификации функций
ФСА проводится по этапам.
I этап — подготовительный — включает выбор объекта исследования, постановку задачи, определение цели анализа, формирование группы по его проведению. Объектом исследования могут быть проектируемое или модернизируемое изделие, технологический или производственный процесс. Основными задачами, определяющими необходимость проведения ФСА на стадиях подготовки производства, являются: снижение себестоимости и цены проектируемого изделия; сокращение сроков и затрат на конструкторскую в технологическую подготовку производства; повышение серийности при изготовлении новой продукции; ограничение номенклатуры конструктивных элементов и применяемых материалов; повышение качества конструкции изделия (надежность, долговечность, ремонтопригодность); снижение трудоемкости изготовления изделия; внедрение безотходной и малоотходной технологии; совершенствование организации производства и т.д. На этом этапе формируется группа, которая будет участвовать в проведении анализа. В ее состав входят технологи, конструкторы, экономисты, плановики, нормировщики, работники сбыта и снабжения и другие специалисты, имеющие соответствующие знания по исследуемому вопросу. Состав группы недолжен превышать 5-7 человек.
II этап — информационный — включает ознакомление с чертежами, технологическими процессами, паспортами, патентными формулярами, рекламными проспектами, научными статьями по проектируемому и аналогичным образцам. Изучаются также и экономические показатели: себестоимость образцов техники; трудоемкость по видам работ, а также трудовые затраты по каждой детали или узлу изделия; цены; цеховые расходы;
расходы по содержанию и эксплуатации оборудования; затраты на освоение новой техники; внепроизводственные расходы; рентабельность. Наличие научно-технической и экономической информации создает основу для проведения ФСА. Собранную информацию следует проанализировать, сгруппировать и затем использовать ее в ходе анализа.
III этап — аналитический. Цель этапа — провести анализ объекта в целом для определения задач по выработке вариантов решений, направленных на его совершенствование. На этом этапе на основе конструкторской документации разрабатывается структурно-элементная модель изделия. Модель показывает состав сборочных единиц и деталей, входящих в изделия, и характеризует их взаимосвязи. В модели выделяются иерархические уровни; изделие, узел, деталь и т.п.
На аналитическом этапе устанавливаются и формулируются функции, выполняемые изделием и каждым конструктивным элементом, а также определяются затраты по каждой функции. Затем строится функциональная схема изделия (рис. 8.3).
Размер затрат на реализацию конкретной функции устанавливается исходя из затрат, приходящихся на материальные носители (деталь, сборочная единица, изделие), обеспечивающие реализацию
Рис. 8.3. Функциональная схема изделия
данной функции. Если один материальный носитель участвует в выполнении нескольких функций, то затраты распределяются между функциями пропорционально вкладу носителя в реализацию этих функций. Для определения затрат используются данные, полученные на информационном этапе. В случае недостатка информации затраты на материальные носители могут быть определены по аналогии с деталями, сборочными единицами, изделиями, а также с помощью укрупненных методов расчета. Сравнивая затраты, реализующие одну и ту же функцию, можно определить функционально необходимые затраты, а также выявить излишние затраты на отдельную функцию и на объект анализа в целом.
Информация о затратах заносится в специальные формы. Вспомогательными средствами анализа являются диаграммы и гистограммы, составляемые на основе данных таблиц. В качестве примеров можно привести: гистограммы трудоемкости изготовления деталей (рис.8.4) и стоимости покупных и комплектующих изделий и деталей (рис.8.5), секторограмму технико-экономических показателей изделий (рис.8.6).
Рис. 8.5. Гистограмма стоимости покупных и комплектующих изделий и деталей, входящих в изделие
После того как определены функции изделия и его элементов, необходимо выявить ненужные функции и определить меры по упрощению, замене материалов и т.д.
IV этап — творческий. Цель этого этапа состоит в поиске идей, на основе которых можно было бы сформулировать варианты решения поставленной задачи, и выборе наиболее приемлемых вариантов. При этом в первую очередь следует уделить внимание тем элементам изделий, которые требуют наибольших трудовых, материальных и денежных затрат. Члены исследовательской группы выдвигают новые идеи и формулируют возможные варианты исполнения требуемых функций. Результативность творческого этапа зависит от формы организации процедуры выдвижения идей, выбора методов технического творчества.
Для поиска новых идей и технических решений в процессе ФСА могут быть использованы следующие методы; «мозговой штурм» («мозговая атака»), метод «635», конференция идей, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, метод синектики, ТРИЗ и др.
Рис. 8.6. Секторограмма технико-экономических показателей изделия: 1- номинальная мощность; 2 – напряжение; 3- номинальный пусковой ток; 4 – удельная материалоемкость; 5- масса двигателя; 6 – КПД; 7 – удельный расход черных металлов по проекту; 8 – удельный расход обмоточного провода медного
Метод «мозгового штурма» предусматривает получение новых идей путем организации коллективного творчества группы. В процессе «штурма» члены группы развивают собственные идеи и идеи своих коллег, используют одни идеи для развития других, комбинируют их в различных сочетаниях. Мозговой штурм позволяет за короткий промежуток времени получить большое количество альтернативных вариантов решения задачи.
Метод «635» является одним из вариантов метода мозговой атаки и отличается от него тем, что обмен информацией в пределах группы является односторонним и осуществляется в письменном виде. Цифра 635 означает, что к решению проблемы привлекается 6 специалистов, каждым из них высказывается 3 идеи,
которые затем последовательно 5 раз анализируются и дополняются оставшимися участниками проблемной группы.
Схема реализации метода «635» представлена на рис 8.7. На первом этапе участниками проблемной группы в специальные бланки заносятся основные идеи, позволяющие решить поставленную задачу. На втором этапе каждый из специалистов дополняет их еще тремя решениями, направленными на развитие предложенных рекомендаций. После того как бланки заполняют все 6 участников, в них будут содержаться 108 идей.
Рис. 8.7. Схема реализации метода «635»: У – участник проблемной группы; ВИ – выдвигаемая идея; 1 – порядковый номер передачи идей для последующего анализа
Как показывает опыт применения данного метода, обязательность письменного изложения идей стимулирует членов группы к постоянной активной работе. Представленные идеи отличаются большей обоснованностью и четкостью.
Конференция идей — это совещание с целью выявления максимального количества идей и решений. В отличие от метода «мозгового штурма» при конференции идей разрешается критика, высказываемая в доброжелательной форме.
В морфологическом анализе выделяются оси — основные функции (параметры) изделия. Далее по каждой оси записываются элементы — возможные варианты их реализации. Комбинируя
сочетания элементов, по записям всех осей получают большое число всевозможных альтернативных вариантов решений.
Метод контрольных вопросов заключается в поиске решения задач с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов. Особо важное значение имеют вопросы, связанные с функциями и целевым назначением изделия. «Вопросник» помогает найти новые идеи и решения, стимулировать их поток.
Синектика — комплексный метод стимулирования творчес-• кой деятельности, основанный на применении метода мозгового штурма в сочетании с приемами аналогии и ассоциаций.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — современный научно обоснованный метод технического творчества. Он учитывает опыт изобретателей, использует информацию патентного фонда справочников физических и химических эффектов и явлений. Учет законов и прогнозов развития технических систем, организация мышления путем предопределения его программы и управления психологическими факторами, выявление в процессе поиска идеальных конечных результатов способствуют экстремальности достигаемых с помощью ТРИЗ результатов.
Предварительный отбор вариантов решений предполагает использование современных методов сравнительной технико-экономической оценки (метод расстановки приоритетов, метод положительно-отрицательных оценок и др.). Этап заканчивается отбором вариантов, подлежащих рассмотрению на исследовательском этапе.
V этап — исследовательский. На данном этапе проводятся оценка и предварительный выбор вариантов. Из всего количества различных вариантов исключаются те, которые невозможно реализовать. Затем проверяются возможность осуществления и функциональная пригодность оставшихся вариантов решений. Для отбора альтернативных вариантов должны быть выработаны оценочные критерии, позволяющие обеспечить возможность количественного сравнения. После этого проводится проверка вариантов на экономичность, т.е. дается оценка поставленных задач с точки зрения затрат, необходимых на их воплощение. Сравнительные варианты затрат должны охватывать одинаковое количество функций. При этом необходимо учитывать влияние дополнительных функций.
Критерием, на основе которого производится отбор вариантов, является предполагаемая величина затрат. Может оказаться, что
по варианту с наименьшими затратами либо выполняются не все необходимые функции, либо они выполняются не в полном объеме. В этом случае целесообразно поиск вариантов, благоприятных с точки зрения затрат, обеспечивающих выполнение всех функций, проводить путем разработки дерева цели, комбинированных матриц, перечня проверочных вопросов или путем организации конференции идей.
Оценку вариантов изготовления деталей можно проводить методом «приоритета» на основании составленных на предыдущем этапе морфологических матриц.
VI этап —рекомендательный. На основе отобранных вариантов принимается решение по внедрению рекомендаций, разработанных в процессе ФСА. Характеристика принятого решения дается в ясной и наглядной форме с указанием всех затрат, влияющих на себестоимость используемой конструкции.
VII этап — внедрение и контроль результатов ФСА. На этой стадии по результатам проведения ФСА составляется график внедрения разработанных технических и организационных решений и осуществляется его реализация. Результаты проведения ФСА заносятся в табл.6.3.
ФСА требует изучения и рассмотрения объекта проектирования представителями многих подразделений: конструкторского и технологического отделов; службы контроля качества; отделов сбыта и материально-технического снабжения; экономистами и производственниками. В связи с этим функциональные методы анализа выступают как коллективная форма организации работ по созданию новых изделий и технологических процессов, систем управления и т.п.
Проведение ФСА должно быть соответствующим образом организовано. На крупных машиностроительных предприятиях формируются службы ФСА и обеспечивается их взаимодействие с существующими органами и службами управления и отделами, выполняющими научные исследования, конструирование, организацию подготовки производства и др. Ее работники участвуют в подготовке и реализации этапов ФСА, обучают работников предприятия методам анализа.
Для непосредственного проведения ФСА периодически создаются временные рабочие группы. Конкретный состав группы в каждом случае определяется целями анализа и объемом работ. В процессе работы временные рабочие группы выдвигают идеи, оценивают варианты возможных технических или организационных решений, выбирают оптимальные варианты, готовят рекомендации по внедрению принятого решения.
Таблица 8.3
Результаты проведения функционально-стоимостного анализа
Формами работы, определяющими возможность получения предложений по рациональному конструированию изделий, проектированию технологии и организации производства, являются: кратковременные конференции идей, проведение опросов специалистов, интервью и т.п.
Внедрение ФСА в практику подготовки производства способствует существенному снижению затрат как на осуществление собственно подготовки производства, так и на изготовление новой продукции, и является насущной задачей.
8.4. Методы скоростного проектирования и освоения выпуска новой продукции
Задачи сокращения сроков создания и освоения выпуска новой продукции требуют широкого использования методов ускоренной подготовки производства. Служба ФСА (отдел, бюро, лаборатория) готовит предложения о проведении мероприятий по снижению стоимости изготовления продукции и сокращению сроков создания и освоения выпуска новых изделий.
Комплексная стандартизация. Важным средством ускорения подготовки производства является повышение уровня стандартизации. Известно, что при проектировании продукции машиностроения можно использовать до 75-90% стандартизованных и унифицированных элементов конструкции. Применение уже освоенных в производстве деталей в новых конструкциях создает условия для сокращения сроков конструирования деталей, разработки технологических процессов, изготовления оснастки. Если число стандартных деталей в новых машинах увеличить в среднем до 70—75%, то затраты труда на их создание уменьшились бы на 20-25%, а период освоения сократился на 6-12 месяцев.
Не менее важное значение имеет и технологическая стандартизация. Создание типовых технологических процессов позволяет не только сократить сроки технологической подготовки производства, но и существенно повысить качество продукции и производительность труда за счет применения типовых решений, основанных на использовании прогрессивных технологических
методов и передового опыта. Типизация технологических процессов позволяет уменьшить объем технологической документации на производство новой машины в 6-10 раз, снизить трудоемкость проектирования технологии в 3-4 раза, время на разработку норм труда — в 2-2,5 раза.
В рамках производственных и научно-производственных объединений можно осуществить комплексную стандартизацию. В этом случае системой стандартов охватываются конечное изделие и его конструктивные элементы, технологические процессы, орудия труда и оснастка, средства и методы контроля качества, способы хранения и транспортировки продукции.
Повышение гибкости производственных систем. Важной формой ускорения подготовки производства и сокращения затрат на освоение новой техники является повышение гибкости производственных подразделений. Процесс перестройки производства на выпуск новой продукции требует больших затрат времени и других ресурсов. Вместе с тем в современных условиях появляется возможность, применяя специальные технические средства и организационные решения, повысить гибкость производственных систем и на этой основе обеспечить переход на выпуск новой продукции в короткие сроки и с наименьшими затратами.
Одним из методов, реализация которого позволяет повысить степень гибкости производственных систем, является групповой метод обработки изделий. Групповой производственный процесс разрабатывается на комплексную деталь с такой очередностью операций, которая должна обеспечить обработку любой детали данной группы. При этом технологическое оснащение также должно быть групповым и пригодным для любой детали группы. Применяемое оборудование в свою очередь должно обеспечивать высокопроизводительную обработку и простую переналадку на обработку новой партии деталей.
В современных условиях основой повышения гибкости производственных систем во все большей степени становится внедрение в практику быстропереналаживаемых технических средств.
Развитие переналаживаемых технических средств прошло три этапа: первый — возникновение и последующее широкое применение универсального технологического оснащения; второй — появление оборудования с числовым программным управлением: третий, в который в настоящее время вступает отечественное машиностроение, — формирование принципиально нового вида переналаживаемых технических средств — гибких автоматических производств.
На предприятиях машиностроения используется большое количество универсального оснащения. Наиболее эффективным является применение универсально-сборочных приспособлений. (УСП). Сущность системы УСП состоит в том, что из отдельных взаимозаменяемых элементов собирается станочное или контрольное приспособление для данной детали и операции, производимой на определенном оборудовании, а после выполнения этой операции приспособление разбирается на составляющие его элементы, из которых затем вновь собираются приспособления уже для других деталей и операций. Из имеющегося комплекта деталей сборных приспособлений можно многократно собирать в различных комбинациях многочисленные приспособления для различных работ. Применение УСП сокращает сроки проектирования и изготовления оснащения до нескольких часов вместо недель и месяцев.
С появлением в 60-х годах станков с числовым программным управлением стало возможным быстро и с наименьшими затратами осуществлять настройку станка на изготовление новой детали. Переналадка станков в этом случае заключается в замене программы, записанной на магнитной ленте или другом носителе информации. В результате резко сокращаются затраты времени и труда на технологическую подготовку производства и освоение новых изделий.
Гибкое автоматизированное производство — это совокупность нескольких гибких технологических комплексов, дополненных системами автоматизированной подготовки производства. Их применение позволяет многократно сократить время разработки, освоения и производства новой техники.
8.5. Внедрение систем автоматизированного проектирования
Непрерывное усложнение современных технических средств и процессов их изготовления, повышающиеся требования к надежности и качеству продукции, а также необходимость сокращения сроков подготовки производства, снижения трудоемкости и стоимости инженерных работ неизбежно ведут к широкому внедрению вычислительной техники в процессы создания новых изделий.
В последние годы в нашей стране и за рубежом разрабатываются и внедряются системы автоматизированного проектирования (САПР). САПР представляет собой комплекс технических средств, программного и математического обеспечения, предназначенный для выполнения в автоматическом режиме инженерных расчетов, графических работ, выбор вариантов технических и организационных решений и т.д.
САПР успешно применяются при разработке новых изделий' в радиоэлектронной промышленности, при проектировании самолетов, автомобилей, станков и другой продукции, при разработке технологических процессов и оснащения. Применение систем автоматизированного проектирования весьма эффективно. Так, при проектировании многошпиндельных головок автоматических линий традиционным способом на сборочную единицу затрачивается 10-12 дней. С помощью ЭВМ проектные работы выполняются за 15 мин. Весь цикл проектирования при этом занимает один-полтора дня.
Внедрение САПР требует создания соответствующей системы организации работ, ибо только в этом случае может быть обеспечено эффективное использование сложной и высокопроизводительной техники.
В организационной структуре научно-технических подразделений предприятий при введении САПР необходимо выделить специальную службу, призванную заниматься автоматизацией просктно-конструкторских и технологических работ. В этой службе должны работать: конструкторы и технологи — постановщики задач, математики-программисты, соответствующий технический персонал. Служба призвана обеспечить необходимые условия для создания, эксплуатации и развития САПР.
При подготовке к внедрению системы автоматизированного проектирования необходимо разработать различного рода классификаторы изделий, материалов, видов оборудования, • оснастки и т.п. Классификатор деталей и сборочных единиц, например, содержит характеристику конструктивных элементов по определенным признакам, описание выполняемых ими функций, предусматривает стандартизацию сборочных единиц и деталей.
На каждом предприятии, внедряющем САПР, надо разработать положения, регламентирующие организационную структуру подразделений и систему связей между ними в процессе подготовки производства, а также инструкции, определяющие функции, обязанности и права всех исполнителей работ.
В настоящее время ведутся работы по решению задач комплексной автоматизации инженерного труда. Заметная веха на этом пути — создание автоматизированных проектно-конструкторских бюро. В его функции входит выполнение работ от автоматизированной разработки эскиза изделия до выдачи управляющих программ для станков с ЧПУ и роботов. Документы, создаваемые в этих бюро,
Могут быть выпущены как в виде традиционных чертежей, так и на магнитных носителях, в виде микрофиш и микрофильмов. Эффективность внедрения автоматизированного проектирования технологических процессов на одном из машиностроительных предприятий показана в табл. 8.4.
Таблица 8.4
Экономические показатели внедрения автоматизированного проектирования технологических процессов
Показатели |
Проектирование технологических
процессов |
На токарные автоматы |
На операции штамповки |
Ручное |
Машинное |
Ручное |
Машинное |
Среднее время проектирования технологического процесса на одну деталь, мин |
645 |
82 |
40 |
71 |
Средние затраты на разработку технологического процесса изготовления одной детали, руб. |
11-84 |
4-49 |
5-89 |
2-63 |
Число разрабатываемых технологических процессов в год |
20 000 |
5 780 |
Капитальные затраты, руб. |
451 000 |
29 202 |
Общая экономия, руб./год |
396 700 |
18 843 |
Срок окупаемости, лет |
1.15 |
1.5 |
8.6. Экономическая эффективность совершенствования организации подготовки производства
Задачи ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности производства требуют сокращения сроков освоения новой техники, снижения затрат на ее создание, достижения высокой экономичности новых типов машин, аппаратов, приборов. Совершенствование организации подготовки производства обеспечивает надлежащие условия для реализации этих требований.
Сокращение сроков создания новой техники имеет важное экономическое значение. Продолжительные сроки разработки и освоения новой продукции снижают эффективность общественного производства. Во-первых, удлинение сроков внедрения новых разработок в производство снижает эффективность вложенных средств, замораживает их, уменьшает возможный прирост национального дохода. Во-вторых, замедление периода освоения новой техники приводит к тому, что эта техника устаревает еще до того, как начинается ее эксплуатация, она не дает ожидаемого экономического эффекта. В-третьих, удлинение сроков освоения научных достижений ведет к тому, что народное хозяйство теряет потенциальный экономический эффект, который мог бы быть получен при условии своевременного внедрения новой техники.
Сосредоточивая значительные трудовые, материальные и денежные ресурсы, сфера подготовки производства воздействует на уровень эффективности работы предприятий путем лучшего использования этих ресурсов, обеспечения высоких темпов создания новых видов техники при минимальных затратах живого и овеществленного труда.
Подготовка производства оказывает влияние на уровень эффективности общественного производства созданием высокоэффективной новой продукции и методов ее изготовления.
Экономическая эффективность от совершенствования организации подготовки производства за счет отдельных факторов рассчитывается по следующим формулам.
Экономический эффект от сокращения длительности подготовки производства (Э ):
где — годовой экономический эффект от выпуска новой продукции, руб.;
и — период подготовки производства до и после проведения мероприятий по совершенствованию организации подготовки производства, лет;
экономический эффект от снижения затрат на подготовку производства (Э2):
где — количество работников, занятых подготовкой производства, чел.;
— среднегодовая заработная плата работника с начислениями, руб.;
— снижение трудоемкости подготовки производства, %;
— нормативный коэффициент экономической эффективности;
— амортизация оборудования, %;
Кдоп — дополнительные капитальные вложения на осуществление мероприятий по совершенствованию подготовки производства.
Влияние обновления продукции на объем выпуска товарной продукции ( Пн) определяется по формуле
где — изменение трудоемкости производства при освоении новой продукции;
— средняя часовая выработка продукции;
— средний процент выполнения норм выработки.
где — общая трудоемкость продукции предприятия в нор-мо-ч;
— трудоемкость вновь освоенной продукции, нормо-ч;
П, О — стоимость товарной продукции по выпускаемым и вновь освоенным изделиям, руб.
|