Основные принципы современных систем управления качеством продукции
Низкое (неконкурентоспособное) качество продукции — не абстрактная категория, а вполне конкретная причина нежизнеспособности предприятий. Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая проблема. Формируя программу повышения конкурентоспособности продукции, предприятиям необ¬ходимо иметь в виду следующие целевые установки: 1. Соответствие качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя. 2. Уменьшение совокупных затрат на закупку, доставку и эксплуатацию продукции. 3. Осуществление поставок в сроки, необходимые потребителю. 4. Создание высокой репутации предприятия на рынке и умение представить аргументы, подтверждающие надежность предприятия как партнера. Способность предприятия достигать своих целей, обеспечи¬вая конкурентоспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на нем системой организации и управления - системой управления качеством. Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлет¬ворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество [10, 16, 79]. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действу¬ющих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них. Стандарты ИСО серии 9000, безусловно, полезны в качестве основы для развития любой компании, ее продвижения к достижению делового совершенства и повышения конкурентоспособности. В работе подчеркивается, что качество - главный фактор конкурентоспособности. Поэтому применительно к управлению качеством целесообразно выделить еще и специфические принципы, к которым относятся: 1) формирование управленческих решений с учетом произ-водственно-экономических, социальных, рыночных факторов; 2) взаимосвязь целей и ресурсов, их сбалансированность, поиск путей рационального использования и преобразования ресурсов для достижения намеченных целей; 3) полнота учета ресурсных потребностей, включая трудовые, материальные, финансовые, природные, информационные ресурсы; 4) учет взаимодействия региональных и отраслевых факторов; 5) учет взаимосвязей между разными уровнями хозяйственного руководства и взаимодействия интересов разных уровней; 6) рассмотрение в единстве натурально-вещественного и стоимостного измерения объемов производства, потребления и затрат; 7) взаимосвязь краткосрочных проблем с долговременной стратегией развития, учет долговременных последствий принимаемых решений и их действия в разных временных горизонтах; 8) учет воздействия управленческих решений на социальную среду и среду обитания человека; 9) анализ мотивов деятельности и интересов разных социальных групп; 10) учет внешнеэкономических аспектов рассматриваемой проблемы; 11) сочетание количественного и качественного анализа и оценок, использование количественно-качественных измерителей (ранговых, интервальных или «вилочных» и т.п.); 12) совмещение объективных и субъективных оценок, исключение субъективистских оценок, когда субъект сознательно, из корыстных целей нарушает объективность, навязывает собственное суждение, вопреки всякой логике; 13) сочетание внутреннего (исполнителем) и внешнего (контрольным органом) оценивания; 14) непрерывность и этапность осуществления оценок качества, развитие системы управления качеством. В настоящее время можно выделить следующие уровни си¬стем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия: ♦ системы, соответствующие требованиям стандарта ИСО се¬рии 9000; ♦ общефирменные системы управления качеством (TQM - всеобщее управление качеством - Total Quality Management); ♦ системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий дипломов по качеству. ♦ логистические системы управления качеством (ЛСУК).
{SITELINK-S125}Организационная подготовка производства и освоение новых видов продукции{/SITELINK}
|