Анализ резервов развития предприятия и оценка эффективности их использования
Важным аспектом упорядочения результатов хозяйственной деятельности предприятия является определение факта того, можно ли считать деятельность этого предприятия в анализируемый период времени успешной по сравнению с планом, с достижениями в базовом периоде или с идеалом, к котором предприятие стремиться. Фактически речь здесь идет о необходимости сравнения хозяйствующего субъекта не другими предприятиями, а с самим собой, чтобы определить развивается предприятие в исследуемый период или нет.
Для интегральной оценки экономической динамики хозяйствующего субъекта можно использовать метод нормативной системы значений показателей, который предполагает формирование этлонной динамики состояния субъекта.
В данном методе динамика каждого показателя определяется как темп его роста. Нормативная система значений показателей, таким образом, представляет собой эталонную динамику предприятия, понимаемую как наилучшее распределение всех показателей, характеризующих это состояние по темпам их роста.
Динамика развития предприятия проявляется через его деловую активность, что отражают натуральные и стоимостные показатели в эффективном использовании резервов развития предприятия.
Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум направлениям:
- степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
- уровень эффективности использования ресурсов предприятия и резервов его развития.
Текущая деятельность любого предприятия может быть охарактеризована с различных сторон. В нашей стране основными оценочными показателями традиционно считаются объем реализации, прибыль и рентабельность.
При анализе ассортиментной структуры продукции рассматриваемого предприятия установлено, что Вяземский завод железобетонных шпал – филиал ОАО «БЭТ» выпускает продукцию только для ОАО «РЖД». На сегодняшний момент ассортимент продукции включает в себя три наименования изделий:
- шпала;
- брус;
- шайба.
Проанализируем выполнение плана по ассортименту изделий. За 2007 год план производства и поставки продукции для ОАО «РЖД» по текущей деятельности и инвестиционной программе выполнен в полном объеме.
Поставка продукции по дорогам представлена в таблицах 2.8 и 2.9
Таблица 2.8 - Поставки продукции для ОАО "РЖД" (текущая деятельность)
Грузополучатель |
Поставки продукции для ОАО "РЖД" (текущая деятельность) |
шпала |
брус |
шайба |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
тыс.шт. |
тыс.шт. |
к-т/т.мз |
к-т/т.мз |
тыс.шт. |
тыс.шт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ДОРОГИ- ВСЕГО т.ч. |
1816,900 |
1819,343 |
1167/19454,5 |
1237/19712,4 |
7358,2 |
7358,2 |
Октябрьская |
|
|
2/18,5 |
2/18,5 |
2500 |
2500 |
Калининградская |
36,200 |
36,112 |
33/562,2 |
33/562,2 |
|
|
Московская |
478,200 |
479,773 |
600/10005,8 |
656/10001 |
|
|
Горьковская |
276,700 |
276,688 |
20/216,3 |
20/215 |
1020 |
1020 |
Северная |
203,000 |
202,954 |
94/1558,5 |
94/1560,3 |
|
|
С-Кавказская |
|
|
54/823,9 |
54/828 |
|
|
Ю-Восточная |
|
|
|
|
|
|
Приволжская |
|
|
14/129,6 |
14/129,6 |
3380 |
3380 |
Куйбышевская |
282,600 |
283,498 |
121/2090,3 |
129/2239,2 |
|
|
Свердловская |
361,000 |
360,990 |
141/2524,6 |
147/2633,8 |
|
|
Продолжение таблицы 2.8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ю-Уральская |
|
|
37/636,6 |
37/636,6 |
|
|
З-Сибирская |
|
|
15/249 |
15/249 |
|
|
Красноярская |
13,000 |
12,924 |
21/380,6 |
21/380,6 |
|
|
В-Сибирская |
64,600 |
64,712 |
|
|
|
|
Забайкальская |
101,000 |
101,014 |
15/258,6 |
15/258,6 |
|
|
Д-Восточная |
0,600 |
0,678 |
|
|
240 |
240 |
Сахалинская |
|
|
|
|
|
|
Сызраньский ЗЖБК |
|
|
|
|
218,2 |
218,2 |
Таблица 2.9 - Поставки продукции для ОАО "РЖД" (инвестиционная деятельность)
Грузополучатель |
Поставки продукции для ОАО "РЖД" (инвест. деятельность) |
шпала |
брус |
|
план |
факт |
план |
факт |
|
|
тыс.шт. |
тыс.шт. |
к-т/т.мз |
к-т/т.мз |
|
|
ДОРОГИ- ВСЕГО т.ч. |
32,000 |
31,910 |
51/888,15 |
51/889,27 |
|
|
Октябрьская |
|
|
|
|
|
|
Калининградская |
|
|
2/18,52 |
2/18,52 |
|
|
Горьковская |
|
|
|
|
|
|
С-Кавказская |
|
|
|
|
|
|
Ю-Восточная |
|
|
4/72,8 |
4/72,8 |
|
|
Приволжская |
|
|
7/129,71 |
7/129,71 |
|
|
Красноярская |
|
|
6/103 |
6/103 |
|
|
Свердловская |
6,000 |
6,000 |
6/99,6 |
6/99,6 |
|
|
Забайкальская |
26,000 |
25,910 |
26/464,52 |
26/465,64 |
|
|
Доходы, полученные от предоставления услуг сторонним организациям представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Доходы, полученные от предоставления услуг сторонним организациям
|
План (млн.руб.) |
Факт (млн.руб.) |
Выручка, начисленная по прочим продажам, в т.ч. |
84,127 |
119,686 |
социально-значимые услуги (услуги ЖКХ) |
1,434 |
1,295 |
реализация промышленной продукции и запчастей собственного производства |
70,295 |
103,95 |
предоставление имущества в аренду |
0,206 |
0,254 |
услуги общественного питания |
1,524 |
1,634 |
прочая выручка |
10,668 |
12,553 |
За 2007 г. объем товарной продукции составил 1072,206 млн.руб., доля продукции для ОАО «РЖД» - 92,5 %. Товарной продукции для сторонних потребителей выпущено на 13,6 % больше плана (вся продукция реализована).
Таблица 2.11 – Товарная продукция Вяземского завода железобетонных шпал – филиал ОАО «БЭТ»
Наименование |
2007 год |
2006 год |
План |
Факт |
+/- |
% |
Факт
(в сопост. ценах) |
+/- факт
2006 г к
факту 2005г. |
% факт
2006 г. к
2005 г. |
Товарная продукция - всего |
1060,157 |
1072,206 |
+12,049 |
101,1 |
1047,350 |
+24,856 |
102,4 |
в том числе для ОАО «РЖД» |
989,862 |
992,287 |
+2,425 |
100,2 |
956,231 |
+36,056 |
103,8 |
Удельный вес (%) |
93,4 |
92,5 |
- 0,9 |
99 |
91,3 |
+1,2 |
101,3 |
в том числе для сторонних организаций |
70,295 |
79,919 |
+9,624 |
113,7 |
91,119 |
-11,2 |
87,7 |
Удельный вес (%) |
6,6 |
7,5 |
+0,9 |
113,6 |
8,7 |
-1,2 |
86,2 |
Для комплексного анализа выполнения плана по ассортименту используем коэффициент ассортиментности:
(2.1)
где Nас – объём продаж продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с принятой в организации товарной стратегией, тыс. руб.;
Nпл – объём продаж в в соответствии с производственной программой организации, тыс. руб.
Коэффициент ассортиментости по видам продукции выпускаемой Вяземский завод железобетонных шпал – филиал ОАО «БЭТ» предтавлен в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Коэффициент ассортиментости по видам продукции
Наименование продукции |
Кас |
Шпала |
1,0 |
Брус |
1,01 |
Шайба |
1,0 |
Всего по предприятию |
1,01 |
Оптимальной значение этого показателя должно быть равно единицы, следовательно, предприятие выполняет план по плановому ассортименту.
Рассматривая номенклатуру выпускаемой продукции с точки зрения её отраслевой принадлежности можно отметить, что вся она выпускается для ОАО «РЖД», которое является её основным покупателем (удельный вес товарной продукции для ОАО «РЖД» составляет 93,7%). Для сторонних организаций Вяземский завод железобетонных шпал – филиал ОАО «БЭТ» продает бетон. Это делает предприятия зависимым и не дает ему экономически развиваться. Для повышения эффективности использования резервов развития предприятию необходимо расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет выпуска товаров народного потребления. Коэффициент использования производственной мощности 0,81 показывает, что у предприятия есть производственные резервы для увеличения объема выпуска за счет увеличения номенклатуры выпускаемой продукции.
Проведем оценку конкурентоспособности выпускаемой продукции. Оценку можно провести только показателю «качество продукции». Так как все конкурирующие предприятия производят однородную продукцию для ОАО «РЖД». Предприятия производят всю продукцию предварительным заказам. ОАО «РЖД» закупает её у всех предприятий по одинаковым ценам. Проведем анализ качества выпускаемой продукции.
Процент брака готовой продукции на предприятии составляет 23%. Бракованная продукция визуально обнаруживается после пропарочной камеры по время раскантовки. Брак заключается наличие трещин и раковин которые возникают в застывшем бетоне из-за термических напряжений. Особенностью продукции исследуемого предприятия является то, что бракованная продукция не подлежит переработке, а должна утилизироваться. Большой процент брака увеличивает себестоимость продукции.
Анализ себестоимости продукции начнем с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам (таблица 2.13).
Таблица 2.13 - Затраты на производство продукции в 2007 г.
Элементы затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % |
Затраты на рубль продукции, руб. |
2006 г. |
2007 г |
+,- |
2006г. |
2007г. |
+,- |
2006г. |
2007г. |
Оплата труда |
77194 |
99489 |
+22295 |
15,4 |
16,8 |
+1,4 |
0,15 |
0,17 |
Отчисления на социальные нужды |
36091 |
34347 |
-1744 |
7,2 |
5,8 |
-1,4 |
0,07 |
0,06 |
Материальные затраты |
265668 |
325117 |
+59449 |
53,0 |
54,9 |
+1,9 |
0,53 |
0,55 |
Амортизация |
42607 |
50929 |
+8322 |
8,5 |
8,6 |
+0,1 |
0,08 |
0,08 |
Брак |
61154 |
71064 |
+9910 |
12,2 |
12,0 |
-0,2 |
0,12 |
0,12 |
Прочие затраты |
18547 |
11253 |
-7294 |
3,7 |
1,9 |
-1,8 |
0,04 |
0,01 |
Полная себестоимость |
501261 |
592199 |
+90938 |
100 |
100 |
- |
0,99 |
0,99 |
Анализируя структуру затрат на производство продукции видно, что брак составляет 12 %. Прочие затраты включают в себя и затраты на утилизацию брака. Утилизация осуществляется путем вывоза бракованной продукции для утилизации в карьер. Снизить количество брака можно путем внесения изменений в технологический процесс изготовления продукции.
|