Понятие «конкурентоспособность предприятия»
Наличие конкурирующих предприятий порождает такое явление в экономике как конкурентоспособность. Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, повышения качества товаров и уровня жизни населения. С экономической точки зрения, конкурентоспособность – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы производителей и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкурентоспособность в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Прибыль побуждает конкурирующие предприятия развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий. Черты конкурентных взаимодействий предприятий можно охарактеризовать следующим образом: - предприятия борются за более выгодную рыночную позицию, которая проявляется, в конечном счете, в стремлении каждого завоевать свою клиентуру (наиболее прибыльную рыночную долю); - конкурирующие стратегии предприятий и пути реализации этих стратегий различны. Предприятия ограничены, в основном, своими соображениями о том, что и как на этом рынке (реакция покупателей и т.п.), и что вообще юридически законно (антимонопольное законодательство, разрешающее конкурентные действия и т.д.); - время от времени предприятия обновляют свои стратегии (для улучшения позиции или с целью защиты уже завоеванных преимуществ). Продолжительность функционирования предприятий в рамках любой стратегии зависит, с одной стороны, от рыночного успеха, (или неудачи), а с другой стороны, от действий предприятий- соперников; -предприятия стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут быть сымитированы или обойдены конкурентами; - межфирменное соперничество может закончиться успехом или проигрышем. Стратегический успех может дать предприятию возможность контролировать направление действий рыночных сил или конкурентных усилий. Стратегические неудачи могут привести к смене стратегии, потере рыночной позиции и даже выходу из отрасли; -акции и контракции предприятий- соперников, в конечном счете, выливаются в создание новых условий рынка: маркетинговые стратегии предприятий- соперников в конкурентной борьбе взаимодействуют на рынок, а рынок, в свою очередь, заставляет предприятия принимать такие маркетинговые стратегии, которые могут принести успех в сложившихся условиях. Часто предприятия, принадлежащие одной отрасли, находятся в тесной конкурентной борьбе с предприятиями в других отраслях из - за того, что их продукция является хорошим заменителем: - во первых, цены и доступность товаров- заменителей создают потолок цен для производителя, в то же время, потолок цен ограничивает потенциальную величину прибыли; - во-вторых, производитель товара и услуг может выделить товар/услугу качеством, уменьшением цены путем сокращения издержек или другим способом дифференцировать свой продукт от заменителей, но чем больше зависят продажи от изменения цен заменителей, тем сильнее влияние конкурентных сил заменителей; - в - третьих, конкурентоспособность со стороны заменителей зависит от того, насколько легко покупатель может предпочесть заменитель (это зависит от стоимости переключения покупателя на товар-заменитель). Наиболее часто индикатором силы конкурентного давления на производителя со стороны производителей заменителей является темп прироста продаж. На современном этапе мирового развития конкурентоспособность как движущаяся сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения их конструкции и повышения качества. Интенсивность конкурентоспособности может делать ее: -привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте; - ожесточенный по отношению к объекту конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента; - ожесточенный для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет из данного сегмента. Различают формы конкурентоспособности: -предметная – конкурентоспособность между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность; - функциональная- конкурентоспособность между товарами (объектами) – заменителями. Конкурентоспособность предприятия может происходить на следующих уровнях: - местном (в группе, отделе, организации и т.п.); - региональном (районе, городе, области и т.п.); - национальном (в стране); - межнациональном (в нескольких странах); - глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран). Варианты изменения силы конкурентоспособности между предприятиями следующие: - конкурентоспособность усиливается с увеличением количества соперничающих предприятий; - конкурентоспособность усиливается, когда крупное предприятие присоединяет другое крупное предприятие и принимает решительные меры по выводу ее в лидеры; - конкурентоспособность сильна, когда спрос на товар растет медленно; -конкурентоспособность усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж; - конкурентоспособность усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики; - конкурентоспособность усиливается, когда одна или несколько предприятий не удовлетворены своей долей рынка; - конкурентоспособность усиливается пропорционально росту прибыли от успешных решений; - конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры; - ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству. Главным условием обеспечения стабильной работы предприятия является формирование коллектива профессионалов своего дела, умеющих качественно работать, желающих постоянно обучаться методам повышения конкурентоспособности управляемых объектов. Если такого обучения нет, то предприятие рано или поздно обанкротится. На современном этапе развития экономики еще не сложился единый методологический подход определения конкурентоспособности. Так, одни авторы под конкурентоспособностью понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы понимают конкурентоспособность как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение по сравнению с конкурирующим предприятием. Лунев В.Л. рассматривает конкурентоспособность как форму взаимного соперничества (с победителями и побежденными) субъектов рыночной экономики. В работе он отмечает, что конкурентоспособность обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов деловых людей. Кураков Л.П. [ рассматривает конкурентоспособность -как соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще; -борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли; -состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке. Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: "Конкурентоспособность – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкурентоспособность – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкурентоспособности как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей". Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкурентоспособность – борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкурентоспособности, и в монографии "Конкуренция: теория и практика" констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет. Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить ее наиболее важные особенности: -конкурентоспособность – это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной; -задаваемая величина, при создании новой продукции; -отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции; -относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени; -прогнозируемая, математическая величина. Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкурентоспособности предприятия: поведенческой, структурной, функциональной. Поведенческая трактовка конкурентоспособности предприятия – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей. Структурная трактовка конкурентоспособности предприятия – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него. Функциональная трактовка конкурентоспособности предприятия – соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным. В настоящее время в экономической литературе существует достаточно большое количество определений конкурентоспособности. В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Как было доказано многими экономистами, конкурентоспособность предприятия является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкурентоспособность предприятия – очень сложное и многоплановое понятие, которое необходимо изучить и уточнить в условиях российской экономики. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствуют три подхода к определению конкурентоспособности. Первый определяет конкурентоспособность как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкурентоспособность как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход определяет конкурентоспособность как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка. Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Другими словами - конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Богомолова И.П., Хохлов Е.В. выделяют три подхода к формированию категории конкурентоспособность: -во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; -во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; -в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам. Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность» - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов». Недостаток этого определения заключается в том, что оно касается только товара и учитывает только ценовые и неценовые характеристики. Конкурентоспособность предприятия определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим причинам стратегической сегментации рынка. На сегодняшний день конкурентоспособность предприятия можно определить как состояние, характеризующее реальную и потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. По своей сути она остается понятие экономическим, и наиболее правильное ее применение именно к экономическим объектам. В результате анализа и сопоставления различных подходов определению понятия «конкурентоспособность предприятия» можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность предприятия – это сложная экономическая категория, которая отражает состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников.
|