Типология и классификация управленческих решений
Все многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается на основе системного подхода. Системный подход позволяет раскрыть строгую систему и иерархию решений, соподчиненносъ и цикличность. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений. Существует следующие виды классификаций управленческих решений: - по объективно-субъективному признаку: решения, принимаемые государством и решения принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект. Решения принимаемые государством в свою очередь делятся на законы, акты верховных и местных выборных органов, акты органов государственного управления; - по содержанию, времени действия: экономические, политические, решения по организационным вопросам; - по степени охвата и регулирования общественных отношений: всеобщие, особенные, единичные решения; - по юридическому аспекту: решения, имеющие директивный, обязательный характер, и решения, имеющие рекомендательный характер; - в зависимости от стадии управленческого процесса и задачи: постановочные, регулятивные, контрольные, организационные; - классификация решений по форме: письменные решения, устные управленческие решения, решения, применяющиеся в автоматизированных системах - кодированные решения, которые наносятся на специальные документы, табуляграммы, различные магнитные носители и др. ; - в зависимости от порядка разработки и принятия: индивидуальные, групповые, смешанные, коллективные; - классификация решений по времени действия: длительного действия, среднесрочные, кратковременные и разовые; - классификация решений по их месту и функциям в процессе управления: информационные, организационные, технологические. Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации. Процесс принятия решения включает следующие операции: подготовка к работе, выявление проблемы и формулирование целей, поиск информации, ее обработка, выявление возможностей ресурсного обеспечения, ранжирование целей, формулирование заданий, оформление необходимых документов, реализация заданий. Применение системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяют определить структуру проблемы, систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очередность их совершенствования. К параметрам качества управленческого решения относятся: - показатель энтропии, т. е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице; - степень риска инвестиций ; - вероятность реализации: решения по показателям качества, затрат и сроков; - степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана. После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности устанавливается предел (минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы). К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся: - применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента; - изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения; - обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры выхода, входа, внешней среды и процесса системы разработки решения; - применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения; - структуризация проблемы и построение дерева целей; - обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений; - обеспечение многовариантности решений; - правовая обоснованность принимаемого решения; - автоматизация процесса сбора обработки информации, процесса разработки и реализации решений; - разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения; - наличие механизма реализации решения. Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно, и это требует значительных затрат. Оценивать принятые решения следует, учитывая факторы, играющие роль, как при их разработке, так и при реализации. При разработке следует учитывать факторы: - методологический уровень разработки решения; - объем, достоверность, оперативность и другие характеристики используемой информации; - время, необходимое для разработки решения; - организацию разработки решения; - субъективные факторы; - компетентность субъекта, принимающего решение; - уровень механизации и автоматизации информационной работы. При реализации управленческого решения следует учитывать факторы: - организационные формы управления; - время, необходимое для осуществления решения; - уровень подготовки управленческих кадров; - принятые методы управления; - авторитет руководителя; - надежность и эффективность технических средств управления; - уровень организации контроля за исполнением решения. {SITELINK-S112}Государственный бюджет и государственный долг{/SITELINK}
|